emotions pr

Знания | Воспитание эмоционального интеллекта

Уверена, что вы наверняка или слышали, или сами произносили фразу «работа с людьми – это непросто». Хотя лично я считаю, что все мы работаем с людьми и для людей. Кто-то общается с Клиентами чаще, кто-то реже. В конце концов у многих есть коллеги или партнеры. И как ни старайся, а неоднозначные ситуации, стресс или недопонимания могут случаться. Что и говорить о творческих профессиях, где приходится сталкиваться еще и с критикой. Не вспылить, не наломать дров, не нагрубить, не выказать излишней эмоциональности, а потом жалеть – вот это было бы здорово! Ладно, я признаюсь честно, в работе мне всегда достаточно просто понять другого человека и как следствие проще относиться к ситуации, быть сдержанной и деликатной. С этим мне повезло, не буду скрывать. Зато тормозящий компьютер, фоновый шум в моменты, когда я стараюсь сконцентрироваться и подобные мелочи могут запросто вывести меня из равновесия. Как думаете, есть ли способ вовремя понять свои эмоции или эмоции своего собеседника, чтобы легко разрулить назревающую непростую ситуацию, не жаловаться на вечный стресс? Раз есть этот пост, стало быть, и ответ на вопрос положительный.

Катя Карпович – основательница и руководитель школы эмоционального интеллекта (да-да, и такие школы есть) Zenfish, с которой я познакомилась на одном из мероприятий ProWomen, знает об эмоциональности и стрессоустойчивости очень и очень многое. Она-то уж точно сможет помочь тем, кто хочет прокачать свой эмоциональный интеллект и использовать его на благо любимого дела (да и в личной жизни это навык полезный).

Katya«Про эмоциональный интеллект (EQ) в последнее время стали говорить довольно часто, а вот что это такое и можно ли его развивать конкретными способами? Попробуем узнать.

EQ это способность распознавать собственные и чужие эмоции и использовать для регуляции своего поведения в сложных (и не очень) ситуациях. Например, мы можем ощущать сердцебиение и «бабочек в животе», холодные ладошки и лёгкий озноб – что это, волнение, нервозность, приступ паники? А может, влюблённость? Проблема в том, что мы не всегда правильно «считываем» физиологические признаки, поэтому можно ложно интерпретировать свои состояния. А это уже приводит к тому, что мы не «слышим» своих потребностей, слишком резко реагируем в конфликтах и даже простужаемся.

Как этому научиться? Есть несколько простых шагов для развития своего EQ:

Первый шаг – научиться определять градус своей эмоциональности. Неважно, страх это, гнев или восторг: просто попробуйте в конце дня отмечать (на листике, в заметках телефона – как вам удобно) разные ситуации и то, насколько эмоциональны вы были по шкале от 0 до 10.

Как это работает? Наша психика утроена так, что способность осознавать свою эмоциональность способствует её снижению. Так что, если делать это упражнение каждый день, привычка определять уровень своей эмоциональности станет автоматической! А это прекрасно помогает контролировать себя в нужные моменты.

Второй шаг – когда вы достаточно попрактикуетесь в измерении своей эмоциональности, попробуйте начать называть эмоции всякий раз, когда вы их испытываете. Обычно это бывает трудно делать в стрессовых ситуациях, поэтому поначалу тренируйтесь на «кошках» – определяйте эмоции в ситуациях от 1 до 5 по вашей десятибалльной шкале. Вот вам подсказка – список базовых эмоций, а в скобках их различные «оттенки»:

страх (тревога, паника, испуг, беспокойство)
гнев (злость, ярость, раздражение)
радость (восторг, счастье, удовлетворённость, энергичность)
печаль (тоска, грусть, подавленность, меланхолия)
отвращение (омерзение, отторжение)
удивление (изумление, любопытство, интерес)

Как это работает? Согласно исследованиям, способность назвать свою эмоцию во время стресса снижает активность миндалевидного тела – того самого, что даёт сигнал к «запуску» адреналина в кровь! Соответственно, называние эмоций делает стресс более управляемым.

Третий шаг: используйте свои навыки на практике. Например, не вступайте в коммуникацию и тем более не принимайте решений на эмоциональном уровне с отметкой 7 и выше. Да, иногда для этого нужно извиниться и выйти в другую комнату на несколько минут, чтобы подышать и понаблюдать, как ваша эмоциональная «температура» падает. Даже если собеседник подумает, что вы ведёте себя странно, это гораздо лучше, чем повысить на него голос или принять невыгодное для себя решение.

И пробуйте включать названия эмоций в свой диалог. Безусловно, это непросто, но несколько дипломатичных формулировок помогут вам не только обозначить свою позицию, но и сделать диалог более искренним, человечным:
«Я прекрасно понимаю, почему вам приходится выдвигать такие требования, но, если честно, я чувствую слишком много давления. Боюсь, что уровень стресса из-за него может сказаться на качестве выполнения вашего заказа»
«Я вижу, что у вас сейчас действительно авральный период, из-за чего сдвинулись все сроки, которые мы с вами оговаривали. Давайте будем честны: как бы вы себя чувствовали, оказавшись на моём месте?»

Как это работает? Снижает накал наших собственных эмоций, включает эмпатию у собеседника, позволяет мягче обсудить моменты, которые до этого замалчивались. Безусловно, иногда называние эмоций может вскрыть какой-то конфликт – в таком случае, пусть он лучше вскроется в безопасной обстановке, чем в самый ответственный момент”.

Внимательные, наверное, уже заметили что я часто повторяю одну мысль: прежде, чем заявлять о том, что вы профессионал, станьте на 100% компетентными в своем деле. А теперь я буду добавлять и еще одно: о необходимости постоянно прокачивать не только свои профессиональные способности, но и личные качества. Потому как от них тоже зависит очень и очень многое. И воспитание эмоционального интеллекта – это, думаю, классная цель. Кроме того, прокачать его можно вполне себе интересно и нескучно.

No Comments

Post a Comment

Яндекс.Метрика